Skip to content
Главная | Земельные вопросы | Определение цены выкупа земельного участка

Как определяется и для чего нужна выкупная стоимость земельных участков

Под указанный зданием в установленном порядке сформирован земельный участок площадью кв.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Дав оценку фактическим обстоятельствам спора, суды со ссылкой на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указали, что комитет в нарушение требований земельного законодательства допустил бездействие, выразившееся в непринятии решения по вопросу предоставление данного земельного участка лицу, имеющему исключительное право на его приватизацию. Констатировав незаконность данного бездействия и наличие у общества права на приобретение земельного участка в собственность, суд счел обоснованными требование о понуждении комитета к заключению договора купли-продажи соответствующего участка.

Стоимость земельного участка, учитывая его назначение и факт размещения на нем недвижимости, определена с учетом требований действующего законодательства. При этом суды исходили из того, что стоимость подлежащего продаже земельного участка подлежит определению на дату обращения общества с заявлением о выкупе. Как следует из приведенного ниже Определения, суд при решении вопроса об определении цены выкупаемого земельного участка учел, что покупатель на стадии подписания договора цену не оспаривал.

В соответствии с условиями договора цена выкупа составляет 2 ,99 руб. Данный договор подписан Обществом После подписания договора Общество Решением комиссии от Общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с предложением о приведении договора купли-продажи земельного участка в части размера выкупной стоимости в соответствие с новой кадастровой стоимостью и возврате излишне уплаченной суммы в размере 2 ,99 руб.

Отказ во внесении изменений в договор купли-продажи и возврате излишне уплаченной суммы послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском. Оценивая фактические обстоятельства спора, суды, руководствуясь статьями 36, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 4 Постановления от Суды исходили из того, что размер выкупной цены земельного участка правомерно определен на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, а новая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Омской области от Судами также учтено, что Общество протокол разногласий в части определения цены договора не направляло, подписало договор, чем выразило свое согласие на содержащиеся в нем условия.

При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении иска. Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, о необходимости установления цены земельного участка на дату подписания договора Обществом являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций.

Порядок выкупа арендованных участков земли

Разрешая возникший спор, суды исходили из того, что стоимость подлежащего выкупу обществом земельного участка составляет 6 рублей 78 копеек и подлежит определению в соответствии с законодательством, действовавшим на дату представления обществом всех необходимых документов, подтверждающих наличие у него права на приватизацию такого участка.

Кленово, обладая в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительным правом на приватизацию данного земельного участка, направило в установленном законом порядке заявление в ТУ ФАУГИ в Московской области о приватизации с приложением всех необходимых документов, однако ТУ ФАУГИ в Московской области не совершила действия, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Рассматривая требования о восстановлении нарушенных прав, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по принятию решения о предоставлении названного земельного участка в собственность за плату на ТУ ФАУГИ по г.

Удивительно, но факт! После предоставления данного пакета документов необходимо согласовать с органами местной власти все нюансы по приобретению участка.

Москве как на соответствующий государственный орган исполнительной власти, поскольку спорный участок включен в состав территории города Москвы в соответствии с соглашением между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от При этом суды правомерно указали, что при определении выкупной стоимости земельного участка подлежит применению закон Московской области от Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых судебных актов в порядке надзора, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций.

Постановлением администрации города Ливны от На основании указанного постановления управлением Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд кассационной инстанции исходил из следующего.

Удивительно, но факт! А2-пристройка , расположенного по адресу: Ответчик письмом от

Суд кассационной инстанции указал, что согласно пункту 1 статьи С заявлением о выкупе земельного участка площадью кв. Удовлетворяя требование общества, суд кассационной инстанции исходил из того, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе с приложением к нему всех необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим суд признал предложенную истцом цену обоснованной как определенную с учетом установленного на момент подачи заявления вида разрешенного использования земельного участка. Выводы суда о моменте определения выкупной цены не противоречат правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от Челябинска об урегулировании разногласий в отношении редакции пункта 2.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора, общество ссылается на нарушение судом единообразия в толковании и применении норм материального права. Заявитель считает, что выкупная цена земельного участка должна определяться не на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а на момент принятия уполномоченным органом решения о продаже земельного участка.

клонилось определение цены выкупа земельного участка тревожило

Суды, отказывая в удовлетворении требования о принятии спорного пункта в редакции общества, исходили из того, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на основании постановления губернатора Челябинской области от Данное постановление принято в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от Администрация в письме от Данный отказ признан недействительным постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от На основании постановления Администрации от Не согласившись с предложенной ценой, истец не подписал проект договора и обратился в Администрацию с письмом от Недостижение соглашения об условиях сделки в упомянутой части послужило основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до Основным принципом определения выкупной цены земельного участка является применение его кадастровой стоимости на момент подачи заявки.

Таким образом, суды обеих инстанций справедливо пришли к выводу о необходимости исчисления выкупной цены по договору купли-продажи на основании действительной кадастровой стоимости земельного участка в размере 26 рублей, определенной по данным кадастрового учета на В письме от Отказ Теруправления подписать дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельного участка в редакции истца послужил основанием для обращения Завода в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков. Основным принципом определения величины выкупной цены земельного участка является применение его кадастровой стоимости на момент подачи заявки. Таким образом, суды обеих инстанций справедливо пришли к выводу о необходимости исчисления выкупной цены по договору от Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.

При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта план земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастрового паспорта земельного участка, который позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.

Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что заявление Общества о приобретении прав на землю не противоречит требованиям закона; необходимый пакет документов был направлен в Управление в установленном объеме; замечания по поводу направляемого пакета документов и самого заявления отсутствовали.

Данные обстоятельства Думой и Управлением не оспаривались. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть рассчитана по состоянию на В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

Ссылка заявителя на неправомерность вывода суда о том, что выкупная цена подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления, несостоятельна, поскольку размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, так как, согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.

Судами также было установлено, что предпринимателем представлен с заявлениями полный пакет документов, перечень которых утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от Кроме того, суды признали, что выкупная цена должна быть определена по ценам, действующим на момент подачи предпринимателем заявления от А , расположенного по адресу: Крыгина, а, и здания закусочной с пристройками общей площадью ,7 кв.

А2-пристройка , расположенного по адресу: Распоряжением управления Росимущества от При этом в пункте 3 данного распоряжения выкупная цена земельного участка была определена в размере 16 руб. Считая, что размер выкупной цены за указанный земельный участок противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от Статьей 2 Закона N ФЗ предусмотрены особенности продажи земельных участков льготный режим , находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких участках зданий, строений и сооружений.

Так, в соответствии с пунктом 2 данной статьи до 1 июля года продажа земельных участков лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в населенных пунктах с численностью населения от тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Таким образом, как верно отмечено судами, по смыслу указанных норм материального права, при определении размера выкупной цены существенное значение имеет дата обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка. Как установлено арбитражными судами и подтверждено имеющимися в деле доказательствами, с заявлением о предоставлении спорного участка общество обратилось в управление Росимущества в июле года, то есть в пределах срока, предусмотренного статьей 2 Закона N ФЗ, что свидетельствует об отнесении заявителя к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в пределах семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади участка.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Следовательно, обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, с приложением всех необходимых документов. Выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что возникновение права на выкуп земельного участка по льготной цене связано с датой продажи участка, основан на неправильном применении норм материального права. В соответствии со статьей 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Так как обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона пункт 6 статьи 36 ЗК РФ , выкупная цена земельного участка определяется исходя из даты подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган.

Кроме того, на момент разрешения спора об урегулировании разногласий по договору уже действовало постановление Правительства Хабаровского края от Однако выкупная стоимость земельного участка исходя из рыночной стоимости составила руб. Между тем общество, ссылаясь на то, что первоначально заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату было подано им в управление в период предоставления Вводным законом льготы 2,5 процента от кадастровой стоимости , вступившим в законную силу решением от Придя к выводу, что при заключении договора купли-продажи земельного участка между сторонами возникли разногласия в части выкупной цены и исходя из даты подачи последнего заявления — При этом размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, что вытекает из положений частей 6 статьи 36 ЗК РФ, в силу которых право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.

Выкупная цена

Поскольку общество подало заявку Ссылка заявителя на определение выкупной цены в размере 44 руб. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1. Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.

Наличие заявления и кадастровой карты плана земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены. Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимого имущества принадлежат обществу на праве собственности и расположены на земельном участке, который находится на праве постоянного бессрочного пользования.

В связи с необходимостью уточнения площади земельного участка с кадастровым номером На основании заявления общества и приложенного к нему межевого плана орган кадастрового учета внес изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что в рамках рассмотрения заявления, поступившего в орган местного самоуправления в году, имело место уточнение размера площади испрашиваемого земельного участка; при постановке на кадастровый учет сведения о площади земельного участка с кадастровым номером Как следует из приведенного ниже Постановления, суд учел, что покупатель подписал договор купли-продажи земельного участка на изложенных в договоре условиях, добровольно исполнил обязательство по внесению выкупной стоимости, принял участок по акту приема-передачи.

Подписанный обществом лишь ГУЗР Омской области отказало во внесении изменений в договор купли-продажи и возврате излишне уплаченных сумм. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.


Читайте также:

  • Понятие части недвижимого имущества
  • Основания оспаривания завещания в суде
  • Принцип замещения в оценке бизнеса
  • Россельхознадзор о неиспользовании земельных участков
  • Случаи отказа в предоставлении земельного участка в аренду